Артиллерия в игре World of Tanks – техника весьма специфическая. Многие игроки ее вообще ненавидят, особенно после того, как им в корму неожиданно прилетает смертоносный фугас. Многие, уверенно чувствуя себя при игре на тяжелом или среднем танке, теряются, выходя в бой на артиллерии. Как результат – плохая игра, отсутствие помощи союзникам и справедливое недовольство с их стороны. И забитый всевозможными ругательствами чат, где считает своим долгом отметиться даже тот, кто сам принес союзникам еще меньше пользы.
При этом, ругая союзную артиллерию, все почему-то забывают, что коэффициент ее полезности во многом зависит от игры всей команды – насколько качественным и своевременным был засвет техники противника, как быстро и надежно был нейтрализован вражеский «светляк», как часто союзники обездвиживали танки неприятеля, отмеченные маркером артавода.
В этом плане сейчас на арте играть стало немного легче. Причиной тому реализованная разработчиками возможность создания динамических взводов. Артавод в начале боя ищет среди союзников тех, кто может повысить его эффективность в игре и отправляет им приглашение во взвод. А во взводе уже есть возможность координировать действия – доступен не только взводный чат, но и голосовая связь.
Лучшими помощниками артиллериста в игре являются отнюдь не тяжелые танки и даже не ПТ-сау, а легкие и быстрые ЛТ – легкие танки или светляки. Они лучше других способны нейтрализовать вражеских светляков, тем самым позволить артиллеристу наносить врагу урон до последней минуты боя. И выгода эта обоюдная. Ибо только артиллерист может лучше других «забросить» снаряд по засвету союзного светляка тем самым принеся очки опыта и себе и светляку. А хорошая связка светляков и артаводов (в любой пропорции – хоть 1 на 1, хоть 2 на1, хоть 1 на 2) способна порой даже решить исход боя.
Бывает весьма эффективным и взвод, состоящий из одних артиллеристов. Схема весьма популярна и регулярно встречаема на полях сражений. Причем очень часто это не динамические, а сформированные заранее взводы, часто состоящие из соклановцев и даже друзей (ну, или подруг, если брать во внимание, что на арте часто играют девушки).
А вот весьма распространенная точка зрения, что хорошим игрокам на арте делать нечего, что на арте играют лишь одним пальцем и что мозг артаводам не нужен скажем мягко ошибочна. Хороший артавод часто решает исход боя, его не убивают по трассеру, он сам смертельно опасен для светляков. И он не ждет засвета, чтобы свестись, а сводится туда, где будет засвет. Он знает карты и ориентируется на них – куда стать самому, куда сводиться, откуда ждать неприятностей и куда их доставлять.
Разработчики не зря включили в игру о танках и артиллерию. Именно она не позволяет вот уже который год наскучивать, и вносит в нее элемент неожиданности, иногда фугасный, а иногда – бронебойный, с уроном, намного превышающим прочность твоей машины.
FV304. Малыш-убийца
Британская артиллерия в игре появилась позже всех остальных. Опытные артаводы уже имели не одну сотню боев на топовых машинах других наций, знали все их плюсы и минусы и весьма недоверчиво, хотя и с некоторой долей воодушевления отнеслись к появлению артиллерии с туманного Альбиона.
Специфика игры позволяет при исследовании новых веток машины нижних уровней проходить за счет свободного опыта. А вот уже уровне так на шестом этот ресурс у большинства игроков заканчивается и они идут в поход за этим самым опытом уже непосредственно на прокачиваемой технике. В случае исследования артиллерии Великобритании игрок получает FV304. Как и любая другая английская техника, «тристачетвертая» очень непохожа на все, что было до. И очень, особенно в стоке, неубедительна. Но потом приходит понимание ее сильных сторон. И в первую очередь – скорости. Арта, которая может разгоняться до 70 км/ч, легко компенсирует низкую дальность полета снаряда способностью быстро перемещаться за атакующей группой и оперативно занимать позицию, позволяющую максимально эффективно использовать фантастическую для своего уровня скорострельность - 6,74 выстр/мин. Боезапас в 64 снаряда позволяет не экономить на боеприпасах, что вкупе с неплохой точностью орудия FV304 позволяет даже не самому «скилованному» игроку наносить неприятелю от 2000 единиц урона. А мортирная траектория дает возможность доставать танки, не доступные остальным, даже скрытые за камнями, домами и прочими укрытиями.
Взвод из трех FV304 способен полностью поменять расклад сил практически на любой карте. Любой тяжелый танк, вторгнувшийся в сферу интересов такого взвода, будет растерзан, не успев даже перезарядиться. Хотя, как и в любой бочке меда, в этой тоже водится своя ложка дегтя. Это неважное пробитие и низкий разовый урон этого малыша. Опытные артаводы, особенно знакомые с СУ-5, без особых затруднений этот минус нивелируют. Их секрет заключается в том, что они ставят свой FV так, чтобы точки «танкования» тяжей были на предельно достижимом снарядами арты расстоянии. Да, увеличивается время полета снаряда и снижается точность выстрела. Но зато попадание в верх башни или МТО гарантирует максимальный урон и сильно увеличивает вероятность поджога вражеского танка. А тяжелые танки 8 уровня, к которым так часто и бросает FV304, очень любят загораться при попадании в верх моторного отделения. Особенно охотно вспыхивают Ис-3, КВ-4, и L?we.